ВЕНТИЛЬНО – ИНДУКТОРНЫЙ  ЭЛЕКТРОПРИВОД

ДЛЯ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА

 

     За последние 20 лет в мире выполнен большой объем исследований и разработок нового вида электрических машин – вентильно–индукторных двигателей (ВИД) и базирующихся на них электроприводов. Этому способствует: 

большая простота устройства ВИД, определяющая  относительно невысокую стоимость изготовления, а также простоту и дешевизну их эксплуатации; 

стремительное развитие силовой и управляющей полупроводниковой техники.

     Анализ научно – технической информации, посвященной этому направлению, позволяет сделать вывод о перспективности применения электроприводов с   ВИД  в качестве тяговых, в особенности для городского и напольного электротранспорта. Предпосылками для этого, кроме уже отмеченных особенностей ВИД, служат его удобная для целей тяги естественная характеристика момент/частота вращения и способность обеспечивать постоянство мощности в широком диапазоне частоты вращения, имея при этом высокий коэффициент полезного действия. Широкое внедрение IGBT–транзисторов и современных микроконтроллеров позволяет создавать относительно недорогие силовые преобразователи (ШИМ – инверторы) требуемой мощности и формировать характеристики электропривода, отличающиеся большой гибкостью и высокой эффективностью.

     Фирмой «ЭлКоН» было принято решение разработать вентильно – индукторный электропривод с питанием от аккумуляторной батареи для электротележки грузоподъемностью 2 тонны. Разработка предполагает двоякое назначение: замену морально устаревшего релейно-контакторного привода тележки с двигателем постоянного тока и проведение широких исследований тягового электропривода с ВИД, имея в виду перспективу его внедрения на городском электротранспорте (в первую очередь для троллейбусов).

     В содружестве с лабораторией “Motorola” Новосибирского Технического университета разработан вентильно – индукторный привод мощностью 5,5 кВт. Электропривод включает в себя ВИД с датчиками положения, микропроцессорную систему управления и ШИМ-инвертор.

ВИД  имеет следующие технические данные:

Мощность 5,5 кВт
Напряжение питания 80 В
номинальная частота вращения 1500 об/мин (реверсивная)
число фаз статора 3
соотношение чисел полюсов статора и ротора 12 / 8
к.п.д. 0,9

        

Изготовлен макетный образец вентильно-индукторного электропривода. Силовая часть ШИМ-инвертора  выполнена на IGBT-модулях с номинальным током 200 А и напряжением 600 В.

Вентильно-индукторный двигатель Силовая часть ШИМ-инвертора

       Система управления электроприводом, выполненная на базе микроконтроллера Motorola, реализует регулирование частоты вращения двигателя,  регулирование тока в фазах двигателя и управление углами включения и выключения импульсов тока в фазах двигателя. На выходе микроконтроллер формирует импульсы для управления модулями силовой части инвертора.

     Импульсы управления от микроконтроллера усиливаются и формируются для управления модулями силовой части ШИМ-инвертора драйверами International Rectifier. Конструктивно система управления выполнена в виде двух печатных плат.

Плата драйверов

Плата контроллера

Система управления электропривода

      Управление движением тележки в эксплуатации осуществляется с помощью 10-тиступенчатого ножного задатчика, по форме унифицированного с существующей педалью управления и двухпозиционным переключателем направления движения.

      Во время наладки, испытаний и исследований управление электроприводом и корректировка его параметров осуществляется с помощью персонального компьютера, на экран которого могут быть выведены все контролируемые и корректируемые параметры системы управления инвертором  и системы регулирования приводом.  

     Макетный образец привода прошел стендовые испытания. Результаты испытаний показали вполне удовлетворительное соответствие расчетных и опытных показателей двигателя, исполнение приводом всех заложенных в него функций: разгон двигателя до заданной частоты вращения с заданным темпом, переход с одной скоростной характеристики на другую, торможение с рекуперацией энергии, реверсирование.

     Результаты испытаний электропривода с ВИД показывают хорошее совпадение заданных и реализованных параметров электропривода, что подтверждает корректность разработанной системы автоматизированного проектирования электропривода. 

     Изготовлен опытный образец вентильно – индукторного привода той же мощности, предназначенный для установки на электротележку. В нем применены комплектующие тех же типов, что и в макетном образце и используются силовые модули отечественного производства.

Следует отметить, что установленная мощность разработанного преобразователя значительно  (в 5-6 раз) больше  номинальной мощности привода электротележки, так как все комплектующие преобразователя позволяют поднять питающее напряжения до 400-500 В и таким образом увеличить выходную мощность.

Hosted by uCoz